На пряник
Истопи баню жарко и войди в нее; когда взопреешь, возьми чистую тряпицу, сотри пот и выжми тряпицу в пряник. Когда станешь пот стирать, то глаголи трижды сей заговор:
"На море на Океане, на острове на Буяне, стояло дерево; на том дереве сидело семьдесят, как одна, птицы; эти птицы щипали вети (ветви), эти вети бросали на землю; эти вети подбирали бесы и приносили к Сатане Сатановичу. Уж ты худ бес! Кланяюсь я тебе и поклоняюсь. Сослужи мне службу и сделай дружбу; зажги сердце (такой-то) по мне (такому-то) и зажги все печенья и легкое, и все суставы по мне (такому-то), буде мое слово крепкое, крепче трех булатов по веки!"
Дай девице пряник съесть.
Взойди в баню и глаголи трижды со вниманием:
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, аминь. На море на Океане, на острове на Буяне, на реке Ярдане стояла гробница, во той гробнице лежала девица. Раба Божия (имя рек)! Встань, пробудись, в цветное платье нарядись, бери камень и огниво, зажигай свое сердце ретиво по рабу Божию (имя рек) и так зажигай крепко, и дайся по рабе Божием (имя рек), в тоску, в печаль как удавшему (удавленику) в петле, так бы рабе Божией (имя рек) было бы тошно по рабе Божием (имя рек). Как утопшему в море, так бы рабе Божией (имя рек) было бы тошно по рабе Божием (имя рек), как душа с телом расстается во веки, аминь. Утверждаю Иисусом Христом, и Пресвятою Госпожою Богородицей… и всею небесною силою, во веки, аминь. Всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Отца * аминь, Сына * аминь, Святаго Духа * аминь".
Дай девице пряник съесть.
Молодой человек, желающий возбудить к себе любовь непреклонной девицы, идет к знахарю с просьбой присушить к нему ту, которая была к нему равнодушна. Колдун вынимает пряник и, приняв таинственный вид, начинает, поводя глазами и расширяя по временам ноздри, заговаривать на пряник.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Стану я, раб Божий (имя рек), благословлясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чисто поле за дворами; взмолюся трем ветрам, трем братьям "Ветер Моисей, ветер луна, ветер буйный вихорь! Дуйте и винтите по всему белому свету и по всему миру крещеному, распалите, разожгите и сведите рабу Божью (имя рек), со мною, с рабом Божиим (имя рек), душа с душой, тело с телом, плоть с плотью, хоть с хотью, не уроните той моей присухи, ни на воду, ни на лес, ни на землю, ни на скотину; в воду сроните * вода высохнет, на лес сроните * лес повянет, на землю сроните * земля сгорит, на скотину сроните * скотина посохнет. Снесите и донесите, вяжите и положите в рабицу Божию (имя рек), в красну девицу, в белое тело, в ретивое сердце, в хоть и плоть; чтоб красная девица не могла без меня, раба Божия (имя рек), ни пить, ни быть, ни дневать, ни часа часовать; о мне, рабе Божием (имя рек), тужила бы и тосковала и никогда бы не забывала. Есть в чистом поле, сидит баба сводница, у бабы сводницы стоит печь кирпичная, в той печи кирпичной стоит кунган литр, в том кунгане литре всякая вещь кипит, перекипает, горит, перегорает, сохнет и посыхает. И так бы о мне, рабе Божием (имя рек), сердцем кипела, кровью горела и не могла бы без меня, раба Божия (имя рек), ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни часа часовать, ни питием отпиваться, ни думьем отдуматься, ни в парной бане отпариться. Тем моим словам ключ и замок, аки ключ на церкви. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь (3 раза).
Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами в чистое поле на три росстани, помолюся я, раб Божий (имя рек), трем братам, трем ветрам: первый брат, ветер восточный, второй ветер * запад, третий ветер * север. Внесите тоску и сухоту в рабицу Божию (имя рек), чтобы она о мне, рабе Божием, сохла и тосковала, не могла б ни дня дневать, ни часа часовать, отныне и довека и во веки. Аминь (3 раза).
Получив от колдуна пряник, молодой человек должен отдать его своей возлюбленной. Если ему это удастся, то она * побеждена.
На еду и питье
Держится, сохнет, прочь не отходит. Как малый младенец от матери прочь не отходит, держится, сохнет по всякий час и на всякое время, как косяк косяка держится, прочь не отходит, так бы держалась раба Божия (имя рек) крепко и плотно, прочь от меня, раба Божия (имя рек), не отходила, держалась и сохла крепко; как двери от ободверины не отходят, держатся крепко, как печная доска от печи прочь не отходит во всякий час, во всякое время. Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, выйду на широкую улицу, пойду в чистое поле, в чистом поле красное солнце греет и огревает сыроматерую землю; от красного солнца сохнет и обсыхает роса медвяная, так бы сохло и обсыхало ретивое сердце у рабы Божей (имя рек) по мне, рабу Божием (имя рек). Как красное солнце огревает сыроматерую землю, щиплется и колется, и сохнет, как хмель вьется и тянется по сыроматерой земле, так бы вялось и тянулось ретивое сердце по мне, рабе Божием (имя рек), на всякой час, на всякое время. Пойду, я раб Божий, по зарю Марью, по зарю Маремьянию, ко Господню престолу, на Господнем престоле мати Мария и Маремьяния; приду я к тебе, раб Божий (имя рек), низко поклонюся и помолюся, как на тебе нетленные ризы держатся, так бы держалась раба Божия (имя рек). Пойду я, раб Божий (имя рек), подлесинье, есть в море ковыл щука, без воды не может ни жить, ни быть, ни дня, ни ночи, ни малой час. Поди, та тоска, в семьдесят жил, в семьдесят суставов, во становые в две жилы, в едину в попятную, и спиновую жилу. Тем моим словам ключ и замок. Брошу замок в морскую пучину, тем моим словам ключа не бывать и того замка не отпирать. Аминь, аминь, аминь.
На кольцо
Собирайтесь народ люди добрые, ко честному Христову празднику. Как глядят на кресты да на маковки, на мать Пресвятую Богородицу, на различный образ, так бы на раба Божия (имя рек) глядели и смотрели старые старики, молодые мужики, старые старухи, молодые молодухи, красные девицы, малые ребятки; так бы раба Божия (имя рек) глядела и смотрела; так бы раб Божий (имя рек) казался краше красного солнца, чище чистого серебра. Будьте мои слова крепки и тверды, на веки нерушимы. Ключ в воду, а замок на руки. Наговорить на кольцо или на крест и положить себе за пазуху или в платок.