Прежде чем двигаться дальше, хочу упомянуть о гип­нозе глубокого погружения, называемом «гипнозом глубокого транса". Подобно месмеризму, он породил массу неразберихи и страхов, поэтому я вынужден упомянуть о нем и прояснить ситуацию. Существует несколько очень глубоких гипнотических состояний, и одно из них именуется гипнотерапевтами сомнам­булизмом.

Фактически это такое состояние, которое любят поднимать на щит средства массовой информа­ции и которое в глазах огромного большинства людей ассоциируется с гипнозом. Но вот что вам необходимо знать. Имеется много людей, легко впадающих в самое глубокое гипнотическое состояние. В гипнотерапии мы называем их сомнамбулистами, так как они легко и просто входят в состояние сомнамбулизма.

Находясь в состоянии глубокого сна, сомнамбулисты могут совершать различные поступки, невозмож­ные при более легких уровнях гипноза. Они прекрасно реагируют почти на все не связанные с угрозами вну­шения, адресованные им. Их можно вернуть в любое возрастное состояние, они помнят почти все когда-ли­бо произошедшее с ними, могут снова переживать вос­поминания и контролировать автономные телесные функции. Они также могут принимать постгипнотиче­ские внушения необычайной природы и совершенно не подозревать, что происходит с ними во время гип­ноза. Они — материал для легенд И я время от време­ни встречаюсь с такими людьми на протяжении своей многолетней практики. Они такие смешные, прямо-та­ки мечта гипнотизера. Но это редкие экземпляры! Под­считано, что менее 2% людей могут достигать состоя­ния сомнамбулизма. За годы своей частной практики, подвергнув гипнозу сотни людей, я видел не более десятка таких лиц.

Во время демонстрационного сеанса гипнотизер стремится убедить вас, что все субъекты на сцене погружаются в сомнамбулическое гипнотическое состояние, но такого, как правило, не бывает. Но если народу много, то есть шансы, что среди них присутству­ют несколько сомнамбулистов. И опытному гипноти­зеру не трудно их отыскать. И если такое случится, то произойдет незабываемое представление... все, чего вы ожидаете от гипнотизера. Интересно, что любой сравнительно опытный гипнотизер может без особых усилий погрузить сомнамбулиста в глубокий сон. Эти люди, как правило, крайне подвержены внушению. Все дело, в основном, в них самих, а не в гипнотизере, хотя гастролер попытается вас убедить в обратном.

Многие зачастую остаются при своем убеждении, что сомнамбулизм — единственно истинный гипноз. Это равносильно тому, что считать единственным способом пребывания под водой погружение на глубину в 70 тыс. миль. Гипноз — состояние относительное, но многие не понимают этого и потому вынашивают ошибочные ожидания. Для иллюстрации этого напомню об одном телефонном звонке от человека, который сказал, что хотел бы, чтобы я «погрузил* его. Я спросил его, что он вкладывает в это понятие. Он объяснил, что уже посетил трех гипнотизеров и ни один из них не смог его загипнотизировать. Он хотел быть «в бессознательном состоянии... по-настоящему загипнотизированным». Я постарался, как я делаю в данный момент, объяснить ему, что глубокий гипноз происходит довольно редко и не нужен (и, можно сказать, нежелателен) для целей самосовершенствования. Но он настаивал на том. что если не будет «нокаутирован», то это не гипноз. Я отказался от общения с ним, понимая, что он вряд ли получит пользу от моих гипнотических услуг. Это не значит, что я сомневался в способности загипнотизировать его. Но я знал, что его сильное недоверие к более легким видам гипноза (основанное, несомненно, на впечатлениях от демонстрационных сеансов) помешает моим гипнотическим внушениям оказать на него благоприятное воздействие.

Я рассказываю вам об этом для того, чтобы вы не попали в подобную западню. В реальности большинство гипнотизируемых субъектов не впадают в глубокий сон. Правда, они входят в очень полезное сходное состояние повышенной восприимчивости, абсолютно необходимое для получения помощи. А с точки зрения терапевтического гипноза, это как раз то, что нужно.