В древности каждая более или менее развитая культура имела свою нумерологическую традицию. Существовали (и, возможно, существуют где-то до сих пор) нумерологические системы Индии, Аравии, Персии, Палестины, Финикии, Халдеи, Вавилона, Египта, Китая... Китайская нумерологическая традиция существует и сейчас в рамках учения Фэншуй
Пифагорская система.
как вы и догадались, обязана своим происхождением Пифагору, древнегреческому математику и философу, родившемуся около 580 г до н.э. Пифагор, как утверждают, изучил все существовавшие в его время нумерологические системы и предложил свою. Возможно, он сыграл в развитии нумерологии роль, которую в астрологии сыграл Птолемей
Пифагорейская система имеет наибольшее распространение в наши дни, благодаря тому, что она относительна проста и логична. Так, например, буквы алфавита в ней нумеруются в соответствии с их порядком в алфавите.
Проблемой числа занимались многие учения и духовные традиции.
Особое внимание уделял проблеме числа пифагоризм с его доктриной музыки сфер, где энергетические вибрации каждой звучащей планеты имели свое число.

Согласно пифагорейскому определению, впоследствии принятому в античной философии, число представляет собой множество, составленное из единиц. Развивая эти идеи, Аристотель утверждал, что "точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения". Именно поэтому последователи пифагореизма определяли единицу "границей между числом и частями" то есть между целыми числами и дробями, хотя и видели в единице потенциально неделимый, "вечный корень" бытия, своеобразный числовой атом. Все прочие числа связаны с единицей нерасторжимыми и таинственными узами. Наука, изучающая сущность числа, называлась пифагорейцами арифметикой и считалась главной среди основных разделов, составляющих данную систему знания, - геометрии (как учения о фигурах и способах их измерения), музыки (как учения о гармонии и ритме) и астрономии (как учения о строении Вселенной).

Числа у Пифагора считались не просто абстрактными заменителями реальных вещей, но живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации.Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией и потому числа, соотносящиеся с правильными геометрическими фигурами, назывались фигурными. Они подразделялись на:
- линейные числа - самые простые числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и вследствие этого могут быть изображены в виде линии, составленной из последовательно расположенных точек;

Линейное число 5
- плоские числа - числа, которые могут быть изображены и представлены в виде произведения двух сомножителей;

Плоское число 6
- телесные числа- числа, которые могут быть выражены произведением трех сомножителей;
- треугольные числа - числа, которые могут быть изображены треугольниками;

Треугольные числа 3, б, 10
- квадратные числа - числа, которые могут быть изображены квадратами;

Квадратные числа 4, 9, 16
- пятиугольные числа - числа, которые могут быть изображены пятиугольниками.

Пятиугольные числа 5, 12, 22
Согласно Платону числа, понимаемые как обладающие геометрическими структурными свойствами, т. е. "квадратные", "прямоугольные", "треугольные" занимают среднее положение между вещами и идеями.

Для того, чтобы глубже понять, что такое число в пифагорейской традиции, необходимо раскрыть смысл таких ее важных понятий, как монада и единое. Монада, согласно пифагореизму, есть всевключающее Единое Начало, "благородное число, Прародитель Богов и людей", которое можно уподобить семени дерева с множеством ветвей (других чисел, впоследствии произросших из единицы). Монада представляется также как сумма любых комбинаций чисел, рассматриваемых как целое, потому монадой может считаться как вся вселенная, так и индивидуализированные части вселенной (разумеется по отношению к тем частям, из которых они состоят). Интересно, что от греческого слова "Монада" произошло слово "Монастырь", столь важное для русской духовной традиции. В отличие от монады единое, определяемое как вершина многого, используется для обозначения суммы частей, рассматриваемой как единичное, в то время как единое есть термин, приложимый к каждой из его частей, составляющих целое.
Отсюда возникают пифагорейские определения числа как "расширения и энергии сперматических оснований, содержащихся в монаде" и "первого образца, использованного Демиургом при сотворении вселенной".

Числа подразделялись пифагорейцами на два вида: четные и нечетные. Четность и нечетность понимались как признаки, относящиеся к делимости и женскому и мужскому началу. Любое четное число всегда можно разделить на две четные или нечетные части, которые будут равными. Любое нечетное никогда нельзя разделить на две равные части - при любом делении одна часть всегда будет четной, а другая нечетной. Поскольку свойству деления метафорически соответствует свойство проявления, то делимость нечетных чисел никогда не предполагала раздробление самой основы чисел - Единицы, которая считалась абсолютно определенным числом и отождествлялась с мужским началом. Напротив, четные числа, начиная с Двойки, относились к женскому и неопределенному началу, и их деление не затрагивает саму Единицу.

Первый ряд начинается с числа 1, которое символизирует Чистое Бытие (CAT, Брахма Сагуна). Это синоним внутрибытийной Всевозможности. Из числа 1 происходят все числа, так как все числа суть Единица, взятая некоторое количество раз. Метафизическое возникновение чисел из 1 (и уже первого из этих чисел, числа 2) никоим образом не является дроблением самой Единицы или делением на 2 и более частей. 1 (Единица) - это полнота бытийной Возможности, и будучи Возможностью: она всегда сохраняется равной самой себе, тогда как Действительность, ею порождаемая, ничто не отнимает от ее полноты и никоим образом ее не делит. Двойственность и последующая множественность есть не что иное, как "оптическая иллюзия" при взгляде на одну и ту же Единицу, и поэтому при происхождении чисел осуществляется деление не самой Единицы, но ее образа, и в конечном счете, ее призрака, ее химеры. Поэтому 2 метафизически не равно 1+1, а равно тому же реальному 1 (одному) + его отрицанию, фиктивно полагающему еще что-то там, где нет ничего. Поэтому 2 рассматривается в Традиции как число негативное, и в книге Бытия, и в Библии, на Второй День Творения сакральная фраза "И увидел Бог, что это хорошо" опущена. В Библии вообще всякий сюжет, связанный с удвоением, - творение Евы (создание перво-пары людей), два первых сына Адама и Евы, Каин и Авель и т.д. - обязательно сопровождается негативными событиями
- грехопадением, первым в сакральной истории убийством и т. д.
Это негативное отношение к числу 2 наличествует и во всех остальных традициях, что метафизически вполне понятно.
Кстати, и Вергилий, знакомый с тайной наукой посвящения, говорил о том, что: "Нечетное число приятно Богу".

Нечетные числа начинаются с числа три. Что касается Единицы, то пифагорейцы считали ее андрогинным, то есть совмещающим мужские и женские атрибуты, числом, поскольку при добавлении его к четному (отрицательному) числу получается нечетное (положительное) число, а при добавлении единицы к нечетному, оно превращается в четное, и таким образом, мужское число становится женским. Четность и нечетность были для пифагорейцев столь важными понятиями, что они включали эту бинарную оппозицию наряду с другими парами (такими как мужское-женское, светлое-темное, предельное-беспредельное, доброе-злое) в список из десяти пар противоположностей, которые они считали началом всего сущего. Пифагорейцы оперировали числами не только в уме, виртуально, но и реально: у них каждому числу соответствовал камешек (calculus - отсюда и современное слово калькулятор). Камешки раскладывались на доске, называемой абак, которую можно назвать первой в истории "вычислительной машиной". Вначале счет был безмолвным (само слово "абак" означает "бессловесный") и производился в уме, а затем появилась письменная фиксация чисел и операций с ними, названная нумерацией и распространенная в своих двух разновидностях - аттической и ионийской. До наших дней дошла таблица умножения, записанная в ионийском ключе, которая помимо своей основной функции представляла собой иллюстрацию такого свойства чисел как их пропорциональность. Вообще, учение о пропорциях было важным свойством системы Пифагора. Под пропорциями пифагорейцы понимали равенства отношений между измеренными величинами. Основное свойство пропорций заключалось в том, что произведение средних членов пропорции всегда равно произведению крайних ее членов. Пропорции подразделялись на арифметические, геометрические, гармонические (музыкальные) и непрерывные (то есть такие, у которых средние члены совпадали). Одна из наиболее ярких пропорций, открытых пифагорейцами, была впоследствии названа "золотым сечением" Леонардо да Винчи, который пытался воплотить ее принцип в своих многочисленных изобретениях. Принцип золотого сечения применялся в античной архитектуре, где все произведение смотрелось как единое целое лишь в том случае, когда все его части находятся в непрерывной пропорциональной взаимозависимости.

Пифагорейская наука о числах, переведенная в пространственную, то есть геометрическую плоскость, позволила ввести в эту область знания понятие аксиом (отправных недоказуемых положений, носящих характер самоценной истины) и теорем (выводящих истину из предшествующих логических рассуждений и систем аксиом). "Доказуются теоремы, а аксиомы проверяются сердцем", - говорил Пифагор, подчеркивая разницу между рациональным и интуитивным способом познания. И конечно, одним из наиболее известных, обессмертивших имя философа, достижений стала знаменитая теорема Пифагора.
Пифагорейский принцип "Все есть число" нашел свое отражение в теории музыки, где были открыты новые пропорции чисто звукового плана.

Из разнообразных понятий, составляющих основы теории (гамма, интервал, консонанс, тоника, лад, музыкальный строй), пифогорейцев больше всего интересовало последнее понятие, означающее математическое выражение системы звуковысотных отношений, ибо именно в музыкальном строе они находили наивысшее выражение принципа гармонии.

Легенда гласит, что гармонические числа, соотношение которых рождает музыку сфер, были найдены Пифагором. Фламмарион так пересказывает это предание:
"Рассказывают, что проходя мимо одной кузницы, он услыхал стук молотов, которые с точностью передавали музыкальные созвучия. Он велел взвесить молоты; оказалось, что из двух молотов, находившихся в расстоянии октавы, один весил вдвое больше другого; что из двух, находившихся в расстоянии квинты, один весил в три раза больше другого; А для расстояния кварты - один весил вчетверо больше другого. Легко было сделать подобные вычисления относительно терций, тонов и полутонов. После опытов над молотами, произвели опыт над струной, натянутой гирями; Оказалось, что когда струна издавала какой-то звук при определенном весе гири, то для повышения этого звука на октаву, вес гири потребовался вдвое больше; для квинты - только на треть больше, для кварты - на четверть, для тона - на одну восьмую, для полутона - на одну восемнадцатую, или около этого. Или говоря проще: натянули струну, которая при всей своей длине издавала какой-то звук; сжатая по середине, она давала октаву от первоначального звука; на одной трети длины - квинту, на четверти - кварту, на восьмой доле длины - тон, на восемнадцатой - полутон.
Так как древние определяли Душу по движению, то количество движения должно было служить для них мерою количества Души."

Именно на числе семь Пифагор основал свою доктрину Гармонии и Музыки Сфер, назвав "тоном" расстояние Луны от Земли; от Луны до Меркурия - полутоном, так же как и от Меркурия до Венеры; от Венеры до Солнца - полтора тона; от Солнца до Марса - тон; от Марса до Юпитера - пол-тона; от Юпитера до Сатурна - пол-тона и от Сатурна до зодиака - один тон; что составляет семь тонов - диапазон гармонии. Вся мелодия Природы заключается в этих тонах и потому называется "Голосом Природы"

Музыкальная космогония пифагорейцев была основана на четком убеждении, что вселенная устроена упорядоченным и симметричным образом. Именно поэтому слово Космос, которым в Древней Греции называли вселенную, означало порядок, строй, гармонию, эстетически оформленную организацию мироздания. Символом космического бытия является в пифагорейской традиции шар как фигура, обладающая наибольшей степенью симметрии и совершенства. На основе пифагорейской концепции устройства вселенной и музыки сфер Платон создал теорию небесного гептахорда (семиструнника), описывающую семь подвижных сфер, настроенных друг по отношению к другу в определенных отношениях.
В дальнейшем теория пифагорейцев о музыке сфер получила свое развитие в трудах знаменитого ученого - астронома Иоганна Кеплера.

Пифагорейская нумерология оказала существенное влияние на представления более поздних эзотерических учений, рассматривающих числовой символизм.
В дальнейшем пифагорейская нумерологическая система была заимствована европейцами, а позднее была перенесена к нам и адаптирована к русскому языку.

Халдейская нумерология
иногда ее называют Мистической Нумерологией, отличается тем, что в ней сохраняется связь с древними алфавитами. Здесь каждой букве сообветствует уникальное цифровое значение, которое определяется вибрацией буквы, а не ее местом в алфавите. Кроме того, буквы нумеруются цифрами от 1 до 8 (а не от 1 до 9, как в Пифагорейской системе). Число 9 считается священным и рассматривается отдельно. Если в Пифагорейской системе основным именем считается то, которое дано официально, записано в свидетельстве о рождении, то в Халдейской - то, которое чаще всего используется. Сторонники Халдейской нумерологии утверждают, что, хотя она труднее в использовании, результаты, получаемые с ее помощью, гораздо точнее.
Это школа нумерологии развивавшаяся параллельно с каббалистической астрологией. Хотя ряд авторов склоняется к тому, что каббалистическая школа возникла позже и ее первоисточник именно халдейский.

Есть ряд особенностей присущих только халдейской школе.

1. Рассматривая имя человека эта школа делает акцент на звуках, а не на написании букв.

2. Число 9 не соответствует никакой из букв алфавита (оно священно). Но если Девятка встречается в результатах подсчетов - она трактуется.

3.В халдейской нумерологической школе своеобразное распределение алфавита:
1-A,I,J,Q,Y
2-B,C,K,R
3-C,G,L,S
4-D,M,T
5-E,H,N
6-U,V,W
7-O,Z
8-F,P
C - соответствует цифре 3, если читается как русская С, и соответствует 2, если читается как русская К

В России халдейская школа нумерологии не развивалась, поэтому предложить хоть сколько-нибудь обоснованную таблицу соответствий чисел буквам русского алфавита - не представляется возможным

Каббалистическая нумерология
Каббала с самого начала существования определяла себя как науку о Боге, человеке и мироздании, содержащую в себе двадцать два верховных принципа или тайны, которые как бы зашифрованы в двадцати двух буквах древнееврейского алфавита. Понятие числа играет в Каббале огромную роль. Каждое число несет в себе, с ее точки зрения, божественную функцию.

Каббала занимается изучением имени Бога в его различных проявлениях, которое звучит как Иегова - слово, пишущееся по-еврейски четырьмя буквами: 1 ("йод"), Н ("хе"), V ("вау"), Н ("хе"). Это имя, состоящее из четырех букв, означает по-древнееврейски "тетраграмматон". Четыре стихии - Земля, Вода, Воздух, Огонь - тесно связаны с этими буквами. Считалось, что познание сущности этого имени приближает человека к непостижимому Богу. Блаватская писала на этот счет следующее: "Праведные евреи считали это имя слишком священным для произношения, и при чтении священного писания заменяли его словом "Адонаи", что значит "Господь".

Сама Каббала, в особенности ее практическая ветвь, занимается исследованием соотношений между древнееврейскими буквами, числами и звуками. Потому практическая Каббала подразделялась на три основных направления: ГЕМАТРИЮ, НОТАРИКОН и ТЕМУРУ.
ГЕМАТРИЮ определяла численное значение еврейских слов с помощью суммирования значений составляющих их букв и установления аналогий между словами и фразами, что позволяло извлекать скрытый смысл букв, слов и предложений.

НОТАРИКОН изучал способы образования слов из первых и последних букв слов, которые входили в каждое предложение.

ТЕМУРА рассматривала аналогии между словами, отношения между которыми, как писала Блаватская, "указываются определенными изменениями в положении букв или замене одной буквы другой".
Помимо установления численного значения каждой буквы, слова и предложения, каббалистов интересовал сакральный смысл всех чисел, в особенности тех, что составляют первую десятку. Считалось, что они символизируют собой десять духовных сфер или Сефирот, представляющих собой эманации Первобожества и заполняющих пространство между бесконечным Творцом и конечным, удаленным от Творца Творением. Сефироты внутренне организованы в единую систему, получившую название "Древа Сефирот". Каждая последующая Сефира является эманацией предшествующей. Вот названия десяти Сефир:
1. Кетер (Венец, Корона).

2. Хохма (Мудрость).

3. Бина (Разум).

4. Хезед (Милосердие, Величие).

5. Гебура (Правосудие, Строгость).

6. Тиферет (Красота, Гармония).

7. Нецах (Победа).

8. Ход (Слава).

9. Иезод (Основа, Форма).

10. Малькут (Царство).

Следует отметить, что подобный эманационный взгляд на природу мироздания присущ не только Каббале, но и многим другим духовно-религиозным традициям мира. Так зороастризм с его учением об "Амента-Спешта" ("Сияющих Существах") так же подходил к этой теме. Данная идея в скрытом виде присутствует и в христианстве и ссылается на письма Святого Иеронима, где говорится о "десяти таинственных именах", с помощью которых священные книги определяют Бога. Можно вспомнить также Дионисия Ариопагита с его учением о Небесной Иерархии.

Для истинного эзотерика число является живой сущностью, имеющей сакральное имя - духовно-энергетическую вибрационную характеристику и занимающей то или иное место в пространстве. Свойства чисел связаны не только с их сакральной природой, но и с происхождением. Дело в том, что до того, как были изобретены арабские цифры, во многих языках (в латыни, в греческом, в славянском и во всех семитских), числа записывались буквами, и наоборот. Потому при записи такого числа на греческом, латыни и еврейском оно приобретало вид какого-либо имени.
Впоследствии нумерология стремилась высчитать сакральное значение каждого слова, суммируя числовой "вес" составляющих его букв. Разные алфавиты, как известно, содержат различное количество букв. Так, древнееврейский алфавит состоит из 22 букв (так называемый "солнечный алфавит"), арабский - 28 букв ("лунный алфавит").

Отсюда становится очевидным, что число нужно рассматривать не только с количественной, само собой разумеющейся точки зрения, но и с внутренней, качественной позиции. В этом случае число становится, с одной стороны - количественной мерой вещей, а с точки зрения качества выступает как символ делимости духа.

Значения чисел в каббалистической традиции:

1 Сущность. Бог, первопричина
2 Бинер. Соединение. Противоположности
3 Тернер. Размножение
4 Квартернер. Закон. Универсальная стабильность
5 Квинтернер. Знание. Пентаграмма
6 Двойной тернер. Прогресс. Баланс и гармония. Гексаграмма
7 Септернер. Истина
8 Гептанер. Двойной квартернер. Единство сил и средств
9 Тройной тернер. Сознание. Полное совершенство. Число посвящения и таинства
11 Число несет в себе предупреждение: люди числа 11 как правило занимают положение на грани между добром и злом, Богом и дьяволом
12 Сильный символ, выражающий идею целостности - число знаков Зодиака, число месяцев в году
13 Традиционно несчастливое число
22 Число букв в древнееврейском алфавите, число путей между сефирами Дерева Сефирот, число великих арканов Таро
40 Абсолютная завершенность и целостность. сорок дней общения Моисея с Богом на горе Синай, сорок дней потопа, сорок дней, проведенных Христом в пустыне, сорок сороков