cadroj чарби - огонь
В к.-з. и к.-п. мифологии Ч. и гром считались изначальными прерогативами бога-творца (Ена), которыми он обладал еще до начала космогенеза. Так, в одном из к.-з. космогонических мифов говорится, что когда демиурги Ен и Омöль плавали по поверхности первозданного океана в ипостасях лебедя и гагары, они заспорили, чей голос сильнее. Когда лебедь (Ен) подал голос, раздался гром, и под самым боком гагары (Омöля) ударила Ч. В другом к.-з. мифе два брата-утёнка (Ен и Омöль) ныряют на дно моря-океана за яйцами жизнезарождения, снесенными их матерью-уткой.

Когда нырнул Ен, Омöль заморозил поверхность воды, но Ен разбил лед ударами Ч.. По одной из к.-п. космогонических версий с помощью Ч. и грома была создана Земля. Первобытный хаос, по этой версии, представлял собой огромное облако, кроме него не было ничего. Ен ударом грома отколол от облака кусок, из которого выросла Земля. По к.-з. сниженной мифологической версии, гром издает слепой козел, который живет у Ена на небе. Козел мелет на меленке-самомеленке и от натуги постоянно издает неприличные звуки, а на земле в это время слышится гром. Ср.связь козла с громовержцем в т.н. основном индоевропейском мифе. Под влиянием христианства у к.-з. и к.-п. распространились представления о том, что гром и Ч. находятся в ведении Ильи-пророка. Гром, согласно этой версии, издает колесница, запряженная четверкой лошадей, в которой Илья, стоя на коленях, катит по железному мосту. Когда колесница едет быстро, из под ее колес летят искры, и на небе появляются зарницы. Когда колесница едет очень быстро, сверкают Ч..

В к.-п. мифологии гром и Ч. производит Илья-пророк, но этот дар он получил от Ена. Однажды на пирушку собрались все пророки, был среди них и Илья. Остальные пророки все телом видные и дородные, а Илья среди них самый худенький и неказистый. Пророки стали смеяться над Ильей, что он такой слабый и некрасивый. Тогда он взмолился к Ену с просьбой, что если тот не дал ему красоты, то пусть даст хотя бы силу. Ен дал ему огниво и кремень, Илья ударил огнивом о кремень, и тотчас прогромыхал гром и сверкнули молнии. Остальные пророки сильно испугались и признали главенство Ильи над ними. Как и у многих народов, считалось, что громовержец карает злых духов, которые прячутся во время грозы под деревьями (пихтой или сосной). Если от удара Ч. загорался дом, его обычно тушили не водой, а молоком и его суррогатами. По мнению к.-з., щепки от дерева, разбитого Ч., обладали болеутоляющими свойствами, их хранили дома и использовали для исцеления головной и зубной боли. У к.-п. "громовой уголь" (куски дерева, опаленного Ч.), хранился в каждом доме с целью защиты его обитателей от колдовства и порчи. Некоторые шерстобиты с той же целью делали себе из "громового угля" шерстобитные луки.

У верхневычегодских к.-з. считалось, что биа из "кремень", букв. "огненный камень" связан с небесным огнём, поэтому до первого грома детям запрещали заносить в избу кремни, иначе дом спалит Ч. при первой грозе.