Пожалуй, самым знаменитым бразильским культом является умбанда. Некоторые знатоки утверждают, что название этой секты пришло из Анголы, где к девятнадцатому столетию слово умбанда имело следующие значения:

a. Искусство советоваться с духами умерших.

b. Способность духов исцелять.

c. Искусство принудить духов повлиять на живущих.

d. Особого рода фетиш, который служит точкой контакта между живыми и мертвыми.

Другие умбандисты считают, что этот термин произошел от санскритского выражения аум-бандху, трактуемого ими как "триединство" и "предел безграничного", или божественный принцип. Другое возможное происхождение термина - от африканского слова кимбанда, что означает "жрец", "целитель", "прорицатель" или "маг". Значение, которое слово умбанда приобрело в Бразилии, - союз всех банда (магических групп).

Происхождение названия умбанда в наше время уже трудно установить. Не менее сложно и дать этой секте какое-либо общее определение. Назвать ее смесью спиритизма, католицизма, европейской черной магии, восточных и африканских и индейских религий - было бы упрощением, хотя в умбанде, безусловно, присутствуют элементы всех этих традиций. Умбанда исключительно сложна, и каждый из последователей понимает ее по-своему.

Эта уникальная бразильская религия возникла на стыке столетий. Желио ди Мораис, последователь Аллана Кардека, в 1908 году основал в Рио новую церковь "Спиритический Покров Богоматери Благочестия". Во время одного из спиритических сеансов он вызвал дух Кабоклу Семи Перекрестков, который дал ему указание основать еще семь "домов богослужения", опирающихся на несколько отличные философские принципы. Это новое движение и стало в конце концов известно как умбанда.

В 1939 году теолог Жоао ди Фрейташ написал первую книгу об этой религии; в том же году была основана "Спиритическая федерация умбанды". (Восемь лет спустя федерация была переименована в "Спиритический союз умбанды в Бразилии".) В 1941 году в Рио собрался первый Конгресс умбанды, на котором ее приверженцы намеревались определить свои принципы и провести стандартизацию ритуалов секты. Но их старания не увенчались полным успехом. В настоящее время, в связи с огромным разнообразием верований и обычаев, умбанда делится на несколько традиций, называемых "Линиями".