Что такое молитва?
На земле нет и не было такого места, где бы к Богу не возносились молитвы. Молитвы были известны человеку испокон веков. И испокон веков молитвы определяли строй жизни человека, исцеляли и возвращали из небытия. О чудесных возможностях молитв более тридцати веков назад слагал стихи Гомер.
Я верю, что молитва – это возглас нашей души, который слышит Создатель.
Я верю, что молитва подобна сфокусированному лучу целительной энергии. Когда мы произносим святые слова, мы «облучаемся» этим лучом.
Я верю, что молитва, как сказал доктор Каррель, это «самая сильная форма энергии, излучаемая человеком».
Я верю, что ежедневное обращение к молитве в корне меняет жизнь человека.
Я верю, что, молясь, мы становимся лучше, чище, просветленнее. Выздоравливает наша душа, выздоравливает наше тело.
Подумайте: слова молитвы проверялись на протяжении многих веков. Слагая молитвы, великие подвижники подбирали наиболее действенные из слов. Повторяясь миллионы раз, молитвы вбирали в себя силу желания и энергетику тех, кто их произносил.
Давайте поговорим немного о самом механизме болезни. Многие современные исследования доказывают, что болезнь появляется «не в одну ночь», а проходит некоторый период развития.
1. Сначала мы имеем движения души, которые отражаются в эмоциональных потребностях: в мыслях, желаниях, надеждах, фантазиях, мечтах.
2. На второй ступени появляются функциональные нарушения, такие, как головные боли, плохое самочувствие, раздражительность, гнев, продолжительная усталость и т. д.
3. Третья ступень – острые заболевания организма, как, например, воспаления, инфекции, повреждения, небольшие несчастные случаи.
4. На этой более серьезной стадии мы имеем хронические заболевания; сюда же относятся алкоголизм, пристрастие к наркотикам; но здесь же и более легкие хронические болезни, такие, как аллергический насморк.
5. Неизлечимые болезни, изменения органов, рак, СПИД.
6. Смерть от болезни или несчастного случая.
На каждой ступени у нас есть возможность изменить процесс, позитивно повлиять на него. Это относится и к трем последним ступеням: хронические заболевания, неизлечимые болезни, смерть.
Удивительно – для нашего времени характерны такие успехи медицины, а между тем она (включая хирургию) лечит только десять процентов болезней! Это факт. Огромные деньги тратятся на лекарства и операции, в то время как излечиваются только десять процентов!
Я уверена, что причина лежит в том, что официальная медицина занята только телом. В древней медицине, дальневосточной, китайской, японской и тибетской, содержалось знание о взаимосвязях болезней, неврозов и неизжитых конфликтов. А современная медицина, как справедливо пишет Криста Мутс, расчленяет тело человека на отдельные части, т. е. понимает его как «изделие», и соответственно этому врачи лечат тело. Болезни лечатся химическими, а не натуральными медикаментами, а те могут вызвать в качестве побочных явлений другие болезни. Врачи поспешно хватаются за нож и вырезают мешающие, «плохие» части тела, не видя, что мысли, чувства и органы представляют собой одно целое. Можно несколько раз вырезать раковую опухоль, но она будет возвращаться снова и снова, пока человек не изменит своих мыслей, своего отношения к жизни.
Невозможно отрицать, что душевные боли, злость, неуравновешенность и недовольство собой влияют не только на наш характер, но оказывают сложное влияние на весь организм. В результате изменений в нашем эмоциональном состоянии могут усугубляться болезни и физические боли.
Допустим, что болезнь уже пришла. Что делать? Процессы в человеческом организме не поддаются непосредственному влиянию, а только косвенному – через то, что мы едим и пьем или принимаем каким-то другим образом (лекарства), а также через наши чувства и мысли. Вот на это я призываю вас обратить внимание. Обычно делаем все что угодно, но не пытаемся повлиять на тело с помощью мысли. В то же время известно, что человеческий мозг обладает огромным потенциалом, но используется далеко не в полную силу!
Благодаря молитвам мы учимся правильно мыслить и правильно чувствовать. Мы меняем мысли и пагубные установки, которые привели нас к плачевному состоянию. Мы отказываемся от старых убеждений и приобретаем новые. Мы начинаем жить по заповедям Православия. Мы не пытаемся мстить нашим обидчикам. Мы принимаем жизнь такой, какая она есть. Мы верим, надеемся и любим. Стоит ли удивляться, что болезнь действительно проходит? Молитва возвращает нас в состояние гармонии и покоя, которое утратил современный человек (и, как следствие, приобрел много болезней).
Слово воздействует на того, кому оно адресовано, и на того, кем оно произнесено. Наверняка вы сами не раз наблюдали это: внедряясь в голову слушающего вас человека, ваши слова продолжают жить. Идеология фашизма, коммунизма – это тоже вирусы, вполне вещественные, которые размножаются в наших головах. Магия слов – не выдумка, а явление, которое существует в реальности. Слова, произносимые с чувством, имеют особую силу.
Канонические молитвы бывают трех видов: это славословие, благодарение и прошение. «Прошение в молитве неизбежно ввиду слабости человеческой и тоже угодно Богу», – говорил Феофан Затворник.
Молитвы об исцелении в целом относятся к прошению. Мы осознаем свои ошибки. Мы принимаем то, что посылает нам судьба. И мы просим. Просим того, от которого зависит все в нашей жизни. Просим исцелить нас, чтобы мы могли продолжать жить и совершенствоваться. Мы просим за своих родных и близких. Мы просим за всех православных христиан.
В молитвах-прошениях обязательно присутствует славословие. «Славословие не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением. Это самый совершенный и бескорыстный вид молитвы», – учил Феофан Затворник. Славословием должна начинаться каждая молитва об исцелении, даже неканоническая. Мы славим Бога словами. Этим мы показываем, что наше сердце свободно от возмущения. Что бы с нами ни произошло, мы не отрекаемся от Добра и Света. Если же мы будем возмущаться, сетовать и роптать – нам никогда не поправиться. Ведь это значит, что мы не поняли этот урок. И нас ждут другие уроки, пока мы не научимся терпению и всепрощению.
Благодарение – это отдельная молитва, которую мы произносим после того, как получаем просимое. «Благодарение воссылается человеком за получение благодеяния, оно рождается в признательной и чуткой душе» – так говорит об этом Феофан Затворник. Произнесение благодарения обязательно. Эта молитва – не только свидетельство нашей искренней веры, она закрепляет нашу связь с Высшими силами.
Благодарение – это молитва, которая учит человека видеть прекрасное, она возвращает нам радость жизни. «Благодарственная молитва – самая прекрасная и чистая, – писал Александр Мень. – Она не ищет своего, не просит, а – преисполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, – за все это благодарит человек. Мы слишком часто сосредоточены на темных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в мире…»
Помните, что действие молитвы бывает разным по силе и глубине. Это во многом зависит от того, для чего и как мы молимся. Молитва может многое.
• Слова молитвы останавливают негативное мышление, всякое «суетное скитание мыслей». (Вы ощутите это незамедлительно, даже если вы раньше никогда не молились.) На смену негативности и неудовлетворенности приходит понимание. Как только в настоящем вы начинаете думать по-новому, вы создаете себе другое будущее.
• Слова молитвы напрямую воздействуют на пораженный болезнью участок тела.
• Слова молитвы проникают в наше подсознание и перестраивают его. Они меняют пагубные установки, которые привели нас к болезни. (Помните, что каждое наше слово, каждая наша мысль творит наше будущее. Мы и только мы своим неправильным отношением создаем так называемую «болезнь» в нашем теле.)
• Слова молитвы укрощают и воспитывают наше сердце, наш ум, укрепляют волю делать добро, утешают и спасают от сомнений.
• Слова молитвы перестраивают наше духовное существо. В теле начинает производиться животворная энергия, которая на корню останавливает любое заболевание. Как это происходит? Читая святые (канонические) молитвы, мы словно бы «берем напрокат» чужую мудрость. Повторяя молитвы много раз, акцентируясь на идеалах веры, надежды и любви, мы поневоле отказываемся от своих ложных убеждений. Слова молитв становятся нашим внутренним содержанием. Тогда изменяются и наши эмоции, и внутренняя энергетика.
• Слова молитвы, соединенные с силой нашего желания, уходят в Божественный мир. И мы получаем помощь из этого мира. Безнадежно больные неожиданно выздоравливают.
• Слова молитвы призывают в наши сердца благодать. Благодать – это сила, которую нельзя почерпнуть в себе самом или получить от кого-либо из людей. Она исходит от Бога. Мы можем только подготовить себя к тому, чтобы она могла снизойти и на нас. Благодать укрепляет нашу веру, надежду и любовь. Благодать совершенно перерождает человека, и он становится нежным, мягким, чутким, любящим, источающим свет.
Какой бы серьезной ни была наша забота, каким бы тяжелым ни было наше горе, в унынии и печали, в тоске и скорби, в болезни душевной и болезни телесной мы всегда можем вернуть себе покой, здоровье и радость. Для этого достаточно знать молитву из семи слов. Эта молитва – суть всей православной веры. Объяснить ее – значит объяснить всю правду о человеке и Боге.
Я говорю об Иисусовой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»
Мы потеряли связь с Божественным – ив этом причина всех наших бед и напастей. Мы забыли об искре Божией, которая есть в каждом из нас. Мы забыли, что человек предназначен для того, чтобы беречь и укреплять эту связь – связь между собственной искрой и Божественным огнем. Когда мы обладаем этой связью, мы словно бы подключены к аккумулятору Вселенной. И нам дается столько сил, сколько нужно, без всяких ограничений. Молитва из семи слов восстанавливает эту связь.
Вот как пишут об этом афонские иноки Каллист и Игнатий: «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу, словами же: помилуй мя опять возвращает его и движет к себе самому».
Всегда, перед тем как молиться об исцелении, произнесите несколько раз в своем сердце эти семь слов. Поверьте, они дадут вам гораздо больше, чем вы можете предполагать…
Молиться об исцелении можно и нужно дома, возле больного. Хорошо, если у вас в доме есть «красный угол» или молельная комната. Горящие перед домашней иконой свечи и лампады помогут вам вызвать молитвенный настрой. Но не огорчайтесь, если в вашем доме нет икон и лампад. Вы можете всегда прийти в храм и помолиться там. Вы можете поставить свечку и помолиться перед исцеляющей чудотворной иконой.
Если молитвы «не действуют»
Вот несколько советов, которые помогут вам, если вам покажется, что ваши молитвы «не действуют».
1. Подумайте, насколько искренни ваши молитвы. Мы не всегда имеем на уме то же, что и на языке. Стало ли желание исцелиться вашей «плотью и кровью»? Овладела ли эта мысль всем вашим существом? Может быть, где-то в глубине души вы находите приятное в вашем положении? Может быть, ваша болезнь позволяет вам реализовать потребность в любви и в сочувствии к себе? Может быть, вам нравится, что можно лишний час отдохнуть, побаловать себя чем-то вкусным, пожаловаться кому-нибудь?
Если да, то ваша молитва лишена смысла. Вряд ли она когда-нибудь будет услышана.
2. Помните, что не все можно просить у Бога. «Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога твоим неблагоразумием», – говорил преподобный Исаак Сирский. Бессмысленно просить исцеления, если, излечившись от болезни, человек продолжает грешить.
У вас или у больного должно быть твердое намерение употребить возвращенное здоровье и силы на служение Богу. Если же и после выздоровления вы не изменитесь и продолжите служение суетности и греху, тогда… ждите еще большего наказания.
3. Возложили ли вы все упование на Бога? Готовы ли вы были со смирением принять, все что выпало на вашу долю? Или в глубине души вы продолжали возмущаться и роптать: «За что? Почему именно я заболел?»
Помните: нельзя одновременно служить и Богу, и Мамоне. Ваши негативные эмоции – это бес, лукавый. Если вы поощряете его, если вы слушаете его голос, нет смысла просить Бога о выздоровлении. Для начала попросите его избавить вас от неверия.
4. Когда вы произносите молитвы, не спешите. Делайте между молитвами перерыв. Дайте Богу вставить свое слово.
5. Помните, что «Бог произносит Свое слово в молчании». «Встреча не станет глубокой и полной, пока две стороны не будут способны молчать друг с другом, – пишет митрополит Сурожский Антоний. – Пока мы нуждаемся в словах и действиях, осязаемых доказательствах, это значит, что мы не достигли глубины и полноты, которых ищем. Мы не испытали молчания, которое охватывает двух людей в интимном единстве. Это тишина, где мы встречаемся с Богом».
Итак, учитесь воспринимать тишину. У одного средневекового писателя есть замечательная мысль, что если Христос – Слово Бога, то Отец – созидательная тишина. Подумайте над этим. В минуту нашего молчания на нас нисходит тишина. Это и есть чудо, это и есть Божий дар.
6. Помните, что не все наши молитвы, вернее, не все высказанные в них желания, могут быть угодны Богу. Молитва Христа в Гефсиманском саду не была услышана. Обычно молчание Бога объясняют грешностью человека: говорят, что если Бог не отвечает, то виной тому отсутствие веры, бессилие и безразличие того, кто молится. Ну а как же молитва Христа? Ведь нельзя сомневаться в любви Бога к нему. И если молитва Христа осталась без ответа, то лишь потому, что Бог имел для его жизни лучшее продолжение, чем просил сам Христос.
Поэтому если Бог молчит, положитесь на Бога. Мы не можем знать лучше Него, что для нас хорошо, а что плохо. «Много раз, молясь, – писал преподобный Нил Синайский, – просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не Богу предавая устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но, получив просимое, бывал потом в великой скорби, ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал».
7. Не забывайте: с помощью болезни Господь зачастую вырывает нас из обычного хода жизни и сберегает от серьезной беды, малой неприятностью избавляет от большей.
«Здоровье есть дар Божий», – говорил Серафим Саровский. Но этот дар не всегда бывает полезен. Очень здоровый человек зачастую бывает циничным, холодным и самовлюбленным – он не способен сопереживать, он и не знает, как страдают другие, а то, что видит, считает признаком слабости. Болезнь имеет силу очищать от душевной скверны, заглаживать грехи, смирять и смягчать душу. Болезнь заставляет задумываться, и мы сознаем свою немощь и вспоминаем о Боге и вечности. Болезни нужны и нам, и нашим детям…
Позвольте еще раз напомнить: христианское отношение к болезням заключается в смиренном принятии воли Божьей, в осознании своей греховности и тех грехов, за которые дана болезнь, а также в покаянии и изменении жизни.
В Петербурге особо почитают двух святых: Блаженную Ксению и Иоанна Кронштадтского. Как известно, и Ксения, и Иоанн при жизни были целителями. Такими они остались и после смерти. Обратитесь за помощью к двум покровителям нашего города!
Краткая молитва Святой блаженной матери на шей Ксении Петербургской
«Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи им в учении даровати; болящие и недугующие исцели, семейным любовь и согласие ниспошли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час Причащения Святых Христовых Тайн умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление. Тебе благодарение воссылаем и с Тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Краткая молитва Святому праведному отцу нашему Иоанну, Чудотворцу Кронштадтскому
«О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн.
Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.
Умири, Чудотворче и Провидче преизряднейший, народы, страны нашея, благодатию и даром Святого Духа избави от междоусобныя брани; рас расточенныя собери, прельщенные обрати и совокупи Святей Твоей Соборной и Апостольской Церкви.
Милостию Твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушные утеши, страж дующих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниях сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к невечернему свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечного блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь».
Среди русских святых есть один, наиболее чтимый как чудотворец и исцелитель. Это преподобный Серафим Саровский. Он считается покровителем Руси, и, как свидетельствует Православная Церковь, с годами его помощь и заступничество только усиливаются. Вот как нужно молиться об исцелении преподобному Серафиму:
«О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, веем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному успокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесные; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвинниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, ид еже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь».
При жизни словами молитвы, которую я привожу ниже, молился Серафим Саровский. В этих словах осталась вся его праведность, вся его сила. Молитесь же вместе с ним за всех православных христиан:
«Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан и во всяком месте владычествия Твоего православно живущие, подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им всякое согрешение, вольное же и невольное, и их святыми молитвами меня, окаянного, помилуй».
Молитвы об исцелении от душевных недугов
«Молитва – есть врачество печали и уныния», – говорил преподобный Нил Синайский. Ниже я предлагаю вам несколько молитв от душевных недугов, от печали и скорби.
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
«О святые и достохвальные мученицы Веро, Надежде и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем с усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольные добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко Благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряща светолепну, споспешствуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святые мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Молитва о даровании терпения в скорби и печали
«О, Дивный Создателю, Человеколюбивый Владыко, многомилостивый Господи! С сердцем сокрушенным и смиренным сице молю Тя: не возгнушайся грешнаго моления моего, не отрини слез моих и воздыхания, услыши мене, якоже хананею, не призри мене, якоже блудницу, яви и на мне, грешнем, великую милость человеколюбия Твоего, ризою Твоею честною защити, помилуй и подкрепи мя, да вся посылаемые от Тебе беды и напасти со благодарением в надежде вечных благ претерплю: изряднее же печаль мою на радость претвори, да не в отчаяние впаду и погибну аз, окаянный. Ты бо еси источник милости и непостыдная спасения нашего надежда, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Мученику Трифону
«О, святой мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся перед святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, почитающих святую память твою, и предстательствуй о нас пред Господом на всяком месте. Ты бо, угодниче Христов, святый мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех возсиявый, прежде исхода твоего от жития сего пленнаго, молился еси за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аже кто в коей-либо нужде, беде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той избавлен будет от всякого при лога злаго. И якоже ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диявола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его коней сохрани во все дня жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель, ид еже ты ныне предстояши с лики святых у престола Божия. Моли Господа, да сподобит и нас причастниками быть присносущего веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святого Утешителя Духа во веки веков. Аминь».
Преподобному Афанасию Афонскому
«Преподобие отче Афанасие изрядный угодниче Христов и великий афонский чудотворче, во дни земного жития твоего многие на путь правый наставивый и во Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешевший, падающим руку помощи подавый, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножавши любовь твою к нам, немощным, в мори житейстем различие бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух.
Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражий победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованного нам Царствия Небеснаго, славяще безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Святителю Иоанну Златоусту
«О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым– незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, ветиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудрого образ, правды ревнителям – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасавши. Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Тем тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга».
Святой великомученице Варваре
«Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро!
Собрании днесь в храме твоем Божественном людие, и раце мощей твоих поклоняющийся и любовию целующий, страдания же твоя мученическая и в них Самого Страстоположника Христа, давшего тебе не точию в него веровати, но и еже по нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице; моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину жития нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну; и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия, великую свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и теплом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющего помощи Своея от нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь».